Сергей Стиллавин (stillavin) wrote,
Сергей Стиллавин
stillavin

Categories:

Ай кен гет ноу "Сатисфакцию"

Настолько уважаю Женю Гришковца, что решил не искать пиратку, а честно сходить в кинотеатр, чтоб хотя бы часть 300-рублёвого билета досталась автору. В небольшом зале, почти полностью занятом, сидели явно неслучайные люди - это была публика 35+, у которой за время сеанса ни разу не зазвенел мобильный телефон, отчего можно было сделать однозначный вывод: здесь собрались театралы, выдрессированные Гришковцом, который перед своими спектаклями устраивает показательные выволочки пользователям мобильников. Пришлись по душе самые первые кадры фильма - название продюсерской компании "Гекльберрифильм", а потом - захватывающие кадры рукоприкладства и гибели живого организма. Последняя сцена резанула настолько, что свой собственный организм съёжился в ожидании боевика. Но Женя себе не изменил.



Достаточно скоро картина встала на прославленные в веках захаровские рельсы, то есть кинозал превратился в театральный партер. Это и неудивительно: Гришковец - театрал, и редкий театральный режиссёр отказывает себе в удовольствии перенести привычные для него методы на экран, сосредоточить действо в слове, в мимике, в жестах. Потому такую работу и нельзя назвать кинематографом в полном смысле слова, однако у кого повернётся язык назвать того же захаровского "Мюнхгаузена" плохим фильмом? Точно так же снят и роскошный "Любовник" с Янковским и Гармашом: мы имеем дело со спектаклем, слегка адаптированным под кинозалы.

Так что же с сюжетом? Поначалу закручен лихо, заставляя искренне интересоваться происходящим. По реакции в зале было заметно, как эйфория от встречи с любимым актёром, выливавшаяся в нервный авансовый смех, постепенно сменилась напряжением - люди привыкли к героям и принялись внимательно наблюдать за их судьбами. Люди ждали, какую развязку им предложит мастер.

Завязка была такой: жена босса изменяет с его ближайшим помощником, и босс решает пропустить подонка через жёсткий эксперимент. Однако позволю себе высказать прямую, честную мысль (понимая, что окружение Жени и он сам это прочтут): при всей яркости ситуации, при всей абсолютно талантливой игре Гришковца, при всём обилии фишек и психологически верных наблюдений - при всём этом финал картины разочаровал. Не дотянул фильм до зрительских оваций, какими всегда сопровождаются спектакли Жени.

В чём тут причина? С одной стороны, это кастинг на роль противника героя Гришковца: Денис Бургазлиев - неплохой актёр, но верно ли было решение именно на него возложить задачу противостоять боссу? Я не поверил тому, как Денис играл опьянение, а в картине серьёзной у зрителя не должно быть ни капли сомнения в честности происходящего на экране.

Другой повод для облома - то, как авторы справились с тем клубком, который у них столь мастерски завертелся. Это большая удача - придумать сюжет, так или иначе повторяющийся в жизни многих, и вести его к финалу, но в этом финале могут быть только два варианта: либо нужно делать так, как всё происходит реально в жизни - то есть уныло, без изюминки, банально и трусливо, либо нужно придумать такой конец, который заставит зрителя удивиться, вздрогнуть, замычать от удовольствия! Зритель хочет плакать и смеяться, рукоплескать и топать ногами, но даже слёзы Гришковца в кадре, породив комок в горле и заставив увлажниться глаза, катарсиса не вызвали.

В "Сатисфакции" авторы пошли по типичному для последних лет пути: они не смогли придумать тот самый яркий финальный ход, который мог бы или удивить, или научить. Ведь истории с изменой женщин с лучшими друзьями / близкими коллегами или мужчин с подругами, к великому сожалению, вещь банальная для нашего времени. Что делать, как разрулить, где найти правильное решение?.. Гришковец не ответил на эти вопросы.

Конечно, ещё более яростные фанаты Евгения, чем я, и просто "самые умные" скажут, что всё в картине предельно ясно, что финал есть, что они обрыдались и обсморкались по полной. Но я видел реакцию зала, видел лица - и их настроение было созвучно с моим. Разумеется, Гришковец - не Господь и даже не потомок Кашпировского, хотя его наблюдения за человеческими типажами крайне точны, но всё-таки очень хочется от Мастера услышать не только констатацию фактов, но и ответ на вечный русский вопрос. Всё-таки для иллюстрации нашего апокалипсиса есть "Кривое зеркало", а от душевного и искреннего Гришковца хочется получить наставление как от старшего друга. А друг всегда скажет так: "Решать, конечно, тебе, но я бы сделал вот как…"
Subscribe

  • День защитника Отечества

    Последние пять лет я ежегодно живу по неделе в наших армейских частях. Жадно присматриваюсь ко всему вокруг себя. Но не еда, казармы с душем или…

  • ХрПГЧ #366: Год оказался не последним

    Дорогие мои люди! Вот и завершается "последний год человечества", в а жизнь идёт дальше. Мне хочется пожелать каждому из вас настоящей любви,…

  • ХрПГЧ #365: Подарочки к году змеи

    Если вы ненавидите женщину по имени Наташа, в этом году ей можно подарить сувенир с глубоким смыслом - Змею Натали :) Любопытно, является ли данная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • День защитника Отечества

    Последние пять лет я ежегодно живу по неделе в наших армейских частях. Жадно присматриваюсь ко всему вокруг себя. Но не еда, казармы с душем или…

  • ХрПГЧ #366: Год оказался не последним

    Дорогие мои люди! Вот и завершается "последний год человечества", в а жизнь идёт дальше. Мне хочется пожелать каждому из вас настоящей любви,…

  • ХрПГЧ #365: Подарочки к году змеи

    Если вы ненавидите женщину по имени Наташа, в этом году ей можно подарить сувенир с глубоким смыслом - Змею Натали :) Любопытно, является ли данная…